Самое интересное от Яна Арта

Программа, которую никто не видел, в Татарстане уже была

A A= A+ 26.03.1996
Сегодня на расширенном заседании комиссии первого вице-премьера Татарстана Равиля Муратова состоится рассмотрение итогового доклада по проекту программы социально-экономического прогресса Республики Татарстан.

Таким образом, заканчивается кулуарный этап существования этого документа (см. статью «Программа, которую никто не видел...» в номере «ВиД» от 12 марта).

Этот момент - повод напомнить о существовании еще одного документа, оставшегося в коридорах власти. Причем - в буквальном смысле.

Мухаммат Сабиров, бывший премьер-министр Татарстана, накануне своей отставки распорядился отпечатать небольшой тираж подготовленный его командой брошюры «Основные направления экономического и социального развития Республики Татарстан». Придя год назад в кабинет депутата Госсовета, он обнаружил стопки брошюр у мусорного ящика на лестничной площадке.

Г-н Сабиров и сегодня уверен, что речь можно вести не о программе, а в лучшем случае - о концепции развития, его основных направлениях.

- Статистика, на которую должны опираться разработчики, не соответствует реальности, - полагает экс-премьер. - База данных по традиции всегда формировалась внизу и затем «подгонялась» под районный, республиканский, союзный уровень начальства. Сегодня стало еще хуже - система контроля практически распалась. Тем более, что сегодняшняя динамика экономических перемен за минимально короткий промежуток времени делает устаревшими даже самые точные данные. Поэтому точку статус-кво определить невозможно. Можно определить желаемое направление развития. Если нам нужно попасть из пункта А в пункт В - задайте направление, но не пытайтесь отмерить промежуточные отрезки. Прямого пути не будет, бесконечное количество неизвестных величин искривят его. Первая неизвестная - изменения в экономике России, которые ежедневно влияют на татарстанскую экономику. Плюс Украина, откуда Татарстан получает металл. Плюс Узбекистан и его хлопок...

Судя по всему, Мухаммат Сабиров не считает плюсом участие в работе над программой комиссии Муратова гарвардских специалистов. По его мнению, западных экономистов можно использовать только лишь как консультантов, так как они не способны понять нюансы отечественной экономической психологии. Над «Основными направлениями» Сабиров работал с группой казанских ученых, прежде всего - из КФЭИ. Его группа изучила модель экономического развития 64 государств и пришла к выводу, что ни одна из этих моделей не связана с какой-либо конкретной программой: «все шли, спотыкаясь, действуя методом проб и ошибок».

Мухаммат Сабиров вспомнил о работе полуторагодовалой давности отнюдь не потому, что видит в «Основных направлениях» потенциальную альтернативу труду муратовской комиссии. Экс-премьер допускает, что возможны какие-то совпадения, одинаковые подходы, но «Основные направления» сегодня уже устарели: опять же - динамика перемен.

Сравнивая свою работу с итоговым докладом комиссии Муратова (экс-премьер подчеркнул, что судит о докладе «по прессе и по слухам»), Сабиров заметил, что его концепция была более нацелена на регулируемую государством экономику и социально ориентирована. Комментируя по моей просьбе некоторые выводы итогового доклада аналитической группы первого вице-премьера, он не согласился с частью утверждения, что «вся сфера розничной торговли, алкогольного производства, часть мелких банков и часть торговли нефтепродуктами находится под криминальным контролем». Сабиров утверждает, что нефтебизнес в Татарстане чист, а что касается банков и алкогольного бизнеса, то их чистота, помня последнюю волну заказных убийств, вызывает сомнения. Что касается упоминания в докладе о «двух крупных банках», которые «республика потеряла», то их названия - секрет Полишинеля: речь идет о Татпромстройбанке и Татсоцбанке, находящихся в кризисном положении. Впрочем, ситуация с последним, инвестировавшим в завод строительных пластмасс, не столь однозначна.

Разногласия в татарстанском кабинете, начавшиеся в последние годы его премьерства и продолжающиеся ныне, Мухаммат Сабиров прокомментировал следующим образом:

- Когда пошли разговоры о разногласиях по работе над программой и путях дальнейшего развития Татарстана, я ввел  еженедельные обсуждения работы с участием всех вице-премьеров. Что касается сегодняшних трений, то я думаю, что их можно избежать. Говорят, что Алле Габутдиновой поручено тоже разработать программу. А надо ли? И почему бы на этом этапе работу над программой не возглавить лично Президенту? Коль скоро политик у власти - то, что делает правительство, должно быть адекватно его курсу, его программе. Это бы примирило все стороны...

Г-н Сабиров считает не лишенной смысла идею возможной отмены поста премьера и передачи его функций Президенту:

- Мы к этому подошли. Но захочет ли Президент? Впрочем, он и есть руководитель исполнительной власти - во всяком случае, в российском Совете Федерации присутствует именно в этом качестве...

Мухаммат Сабиров не исключает, что после переизбрания Президента может произойти смена премьера или кардинальное решение судьбы антикризисной программы, хотя полагает, что сегодня ни премьера, ни правительство менять не надо, а устранение противоречий в нем - целиком во власти Президента.

- Разлад в правительстве ослабляет его, это отражается и на главах районных администраций, которые начинают ориентироваться в ту или иную сторону, - считает г-н Сабиров. - Одновременно происходит перелив функций от Кабинета министров к аппарату Президента. Массовое присутствие глав администраций в парламенте значительно усиливает исполнительную власть...

Экс-премьер наслышан о том, что спикера Василия Лихачева пытаются «выдавить из Татарстана», а между тем «Лихачев может амортизировать отношения ветвей власти и больше всех, как мне кажется, стремится к нормальной работе. Отрезать Лихачева от Татарстана невыгодно ни Татарстану, ни России».

Газета «Время и Деньги» (Казань), 26 марта 1996 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2929